Присоединяйтесь к нам!

Вячеслав Иванов. Повесть о Светомире царевиче

1Вячеслав Иванов. Повесть о Светомире царевиче / Изд. подготовили А.Л.Топорков, О,Л.Фетисенко, А.Б.Шишкин — М. Ладомир, Наука, 2015. 824 с. Б.ф.

Твердый переплет. ISBN 978-5-86218-532-4.

СОДЕРЖАНИЕ:
ПОВЕСТЬ О СВЕТОМИРЕ ЦАРЕВИЧЕ
КНИГА ПЕРВАЯ 7
КНИГА ВТОРАЯ 28
КНИГА ТРЕТЬЯ 62
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ 93
КНИГА ПЯТАЯ. Послание Иоанна Пресвитера 121
[Послания часть первая] 121
Послания часть вторая 134
ДОПОЛНЕНИЯ
ПОВЕСТЬ О СВЕТОМИРЕ ЦАРЕВИЧЕ
Сказание старца-инока
Стихотворения.
Наброски, планы, подготовительные материалы
СТИХОТВОРЕНИЯ
I. «Во темном сыром бору...» 145
II. Песня Светомира. Редакции 147
III. Колыбельная Светомиру. Первая редакция 154
НАБРОСКИ, ПЛАНЫ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
План «Комедии...» 157
<Светомир на Святой Горе. Ранние на6роски> 158
Записи слов и выражений, связанных с темой порчи 160
Черновые наброски к Книгам третьей и четвертой 160
Планы Повести 162
«Повесть о Светомнре царевиче». Черновой план 162
Планы «Повести о Светомире царевиче» 162
Подсчет количества глав 164
Записи слов и выражений 164
Выписки о свв. Параскеве Пятнице и Ефросинии Полоцкой 165
Библиографическая выписка к Книге пятой 166
Запись архитектурной и декоративной терминологии 167
Оглавление и подсчет стихов Книги пятой 167
Краткое содержание по главкам Книги первой «Повести о Светомире царевиче» и наброски плана двух актов для сценического произведения 168
ПРИЛОЖЕНИЯ
А.Л. Топорков. «Повесть о Светомире царевиче» Вяч. Иванова: от замысла до его воплощения 175
Ю.Б. Орлиикий. Особенности ритмической организации «Повести о Светомире царевиче» 215
Д.М. Магомедова. Вагнеровский слой в «Повести о Светомире царевиче» Вяч. Иванова 233
Примечания
Вячеслав Иванов. Повесть о Светомире царевиче: Сказание старца-инока. Редакции и варианты. Подготовка текста, преам6ула О.Л Фетисенко 255
Вячеслав Иванов. Повесть о Светомире царевиче: Сказание
старца-инока. Сост. А. А Топорков 475
Вячеслав Иванов. Повесть о Светомире царевиче: Сказание старца-инока. Стихотворения. Наброски, планы, подготовительные материалы. Сост. О. А Фетисенко 692
Стихотворения 692
Наброски, планы, подготовительные материалы 695
Основные даты жизни и творчества Вяч. Иванова. 1866—1949. Сост. А. Б. Шишкин 700
Список сокращений 779
Условные обозначения 805
Список иллюстраций. Сост. А. Б. Шишкин 806

«Повесть о Светомире царевиче» — последнее крупное произведение выдающегося поэта-символиста и мыслителя Вяч.Иванова, его magnum opus, созданный в период его итальянской эмиграции.

Произведение стилизовано под средневековую повесть или житие и пронизано сказочными и легендарными мотивами, считается одним из наиболее выдающихся произведений русской литературы ХХ в.

«Повесть» ориентирована на такие старинные жанры, как летопись, неканоническая легенда, апокриф, отчасти и западный рыцарский роман. Рассказ ведется от лица некоего «старца-инока»; как и должно быть в средневековой литературе, этот старец анонимен и подчинен строго разработанному словесному этикету. Перед нами как бы древнерусский памятник, но в то же время словно и перевод этого памятника на несколько более современный язык.
К нему трудно подступиться — отчасти, может быть, именно потому, что словесное своеобразие скрывает от непосредственного взгляда смысловые законы его построения. «Повесть» многослойна. В зависимости от установки читателя она может быть понята как сказка, приключенческая эпопея, квазиисторический роман или богословский трактат. Ее можно отнести к характерным для нашего времени образцам неомифологического искусства; но она сопоставима скорее не с «антимифами» Джойса и Кафки, а с «Иосифом и его братьями» Томаса Манна или «Паломничеством в Страну Востока» Германа Гессе — то есть с книгами послемодернистского, конструктивного, синтезирующего склада. При этом, как известно, «Повесть» не завершена.

Иванов считал мифотворчество — переходящее в теургию — основой и целью всякого большого искусства. Он последовательнее других русских символистов обращался к мифологическим моделям: в первой половине жизни, под явным воздействием Ницше, — к античной мифологеме страдающего бога, позднее — к тому, что допустимо называть христианской мифологией (в отличие от христианской теологии). Пределом его поисков было некое синтетическое миропонимание, в котором языческие мифы оказывались смутным и приблизительным, но по-своему глубоким и действенным предвидением христианских догматов.

Повесть печатается на основе рукописей, сохранившихся в Римском архиве Вяч.Иванова. Впервые публикуются ранние наброски и планы, варианты из черновых редакций.

Как и принято в серии «Литературные памятники», том включает обстоятельные статьи, исчерпывающие научные комментарии, «Основные даты жизни и творчества Вяч.Иванова». В статьях восстановлены творческая история повести, ее литературный контекст и художественная природа. В комментариях выявлены сложные подтексты произведения, в частности, пласт эзотерической, каббалистической и гностической символики.

В издание включено множество уникальных изобразительных материалов из Римского архива Вяч.Иванова.

Ожидается более полное описание издания.

Что вы об этом думаете?