Присоединяйтесь к нам!

Благой Дмитрий Дмитриевич

Благой Дмитрий ДмитриевичБЛАГОЙ Дмитрий Дмитриевич (28.I/9.II.1893, Москва — 14.II.1984, Переделкино Моск. обл.). Член редколлегии серии «Литературные памятники» с 1951 г. Образование получил в Харьковском университете. Профессор Московского университета (с 1943 г.). Член-корреспондент АН СССР (с 1953 г.). С 1938 г. работал в Институте мировой литературы им. A.M. Горького АН СССР, в 1947—1965 гг. руководил отделом русской классической литературы XIX в.

Главные научные интересы: история русской литературы XVIII-XIX вв., пушкиноведение; текстология новой русской литературы; научные издания сочинений Пушкина (под редакцией Благого вышел ряд томов академического издания в 17 томах), Батюшкова, А.И. Одоевского, Крылова, Лермонтова, Тютчева, Фета и др.

Проблемы поэтики и творческого развития Пушкина рассматривались Благим в монографии «Социология творчества Пушкина» (1929), в двух томах «Творческий путь Пушкина» (1950, 1967), в книге «Душа в заветной лире...» (1977). Прослеживание историко-литературных корней Пушкина привело Благого к исследованию литературы допушкинской поры и к созданию учебника «История русской литературы XVIII в.» (1945). Он — автор исследований о крупнейших писателях того времени — Кантемире, Державине, Фонвизине, Радищеве, Новикове. Ряд исследований Благого посвящен творчеству советских писателей: Брюсова, Маяковского, Есенина, Шолохова, Михалкова, Федина. Связи Пушкина с русской и зарубежной литературой, предшествующей и последующей, исследованы в работах: «Достоевский и Пушкин», «Две эпохи русской поэзии: (Некрасов и Пушкин)», «Данте в сознании и творчестве Пушкина», в серии статей «Пушкин в развитии мировой литературы».

Существенная черта Благого-литературоведа — постоянное влечение его к синтезу, к целостному охвату явлений, концептуальности и историзму. Три доклада Благого на Международных съездах славистов (1958, 1963, 1968) о закономерностях развития русской литературы тесно связаны с коллективным трудом «История русской литературы» в трех томах (1958—1964). Изучение идеологической и социальной природы писателей сочетается у Благого с художественно-эстетическим исследованием текста. Отсюда интерес ученого к таким явлениям, как функциональная поэтика, взаимоотношение мысли и звука («Мысль и звук в поэзии», 1973), ритм и т.п.

Для серии «Литературные памятники» Благой подготовил совместно с М.А. Соколовой издание: А.А. Фет. Вечерние огни (1971). Написанная для этого издания статья Благого «Мир как красота» представляет собой значительный вклад в изучение творчества Фета и издавалась потом отдельной книгой. Ответственный редактор изданий: Ф.И. Тютчев. Лирика. [В 2 т.] (1965, 1966); А.А. Фет. Вечерние огни (1971; 2-е изд. 1979); Н.А. Некрасов. Последние песни (1974; совместно с Н.Л. Степановым); К.Н. Батюшков. Опыты в стихах и прозе (1977); Л.Н. Толстой. Детство; Отрочество; Юность (1978); Д.В. Веневитинов. Стихотворения; Проза (1980).

Что вы об этом думаете?