Присоединяйтесь к нам!

Елистратова Анна Аркадьевна

ЕЛИСТРАТОВА Анна Аркадьевна (22.XI/5.XII.1910, Москва — 24.V.1974, Москва). Член редколлегии серии «Литературные памятники» с 1957 г. Из профессорской семьи (отец — профессор Московского университета, мать — врач). Окончила литературный факультет Московского университета в 1930 г.; после окончания МГУ работала библиографом в Библиотеке иностранной литературы, а в 1931—1934 гг. — референтом по англоамериканским литературам в Международном объединении революционных писателей. После окончания в 1937 г. аспирантуры Московского института философии, литературы, истории (по кафедре всеобщей литературы) и защиты кандидатской диссертации «Генри Филдинг и английское Просвещение» преподавала в МИФЛИ до 1940 г. С 1939 г. научный сотрудник Института мировой литературы им. A.M. Горького АН СССР. Доктор филологических наук с 1946 г. (диссертация: «Английский реалистический роман времен Просвещения»).

Получив образование в годы господства догматической социологии в литературоведении, Елистратова пришла в редколлегию серии «Литературные памятники» закаленной от этой беды и дружески оберегала от нее своих младших коллег. Она была вторым, после М.П. Алексеева, специалистом по англистике, что подтверждается ее авторскими работами и редактированием томов академической «Истории английской литературы» (1945—1958), трудами по эпохе Просвещения, романтизма в Англии (в том числе монографиями: «Генри Филдинг», 1954; «Байрон», 1956; «Наследие английского романтизма и современность», 1960; «Английский роман эпохи Просвещения», 1966; «Гоголь и проблемы западноевропейского романа», 1972 и др.).

В редколлегии серии «Литературные памятники» Елистратова курировала издания по английской и американской литературам. Ее отличали не только глубокий взгляд на литературный памятник, точность его воспроизведения и подача русскому читателю, но и умение внушить свое сопереживание, любовь к автору и книге. Так преодолевалось опустошенное, чисто социологическое отношение к произведению как безликому «продукту» эпохи, тогда еще свойственное многим издателям русской и особенно зарубежной классики.

При непосредственном участии Елистратовой и ее ответственном редактировании в серии «Литературные памятники» вышли книги: Г.Д. Торо. Уолден, или Жизнь в лесу (1962; 2-е изд. 1979); Байрон. Дневники; Письма (1963); Вашингтон Ирвинг. История Нью-Йорка (1968); Эдгар Аллан По. Полное собрание рассказов (1970); Джордж Бернард Шоу. Письма (1971); Шелли. Письма; Статьи; Фрагменты (1972); Мария Эджворт. Замок Рэкрент; Вдали отечества (1972); Даниэль Дефо. Счастливая куртизанка, или Роксана (1974). Будучи ответственным редактором издания: СТ. Кольридж. Стихи (1974), подготовленного совместно с А.Н. Горбуновым, Елистратова способствовала включению в раздел «Дополнений» перевода «Поэмы о Старом моряке», осуществленного Н.С. Гумилевым. Кроме того Елистратова была ответственным редактором книг: Жермена де Сталь. Коринна, или Италия (1969); Оливер Голдсмит. Гражданин мира, или Письма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Востоке (1974); Шарль де Костер. Фламандские легенды (1975); Уильям Фолкнер. Собрание рассказов (1977).

Что вы об этом думаете?