Присоединяйтесь к нам!

Петрюс Борель. Мадам Потифар

Петрюс Борель. Мадам Потифар / Изд. подгот. Т.В. Соколова, А.Ю. Миролюбова, Е.Э. Овчарова; Отв. ред. Н.Т. Пахсарьян — М.: Ладомир: Наука, 2019. — 664 с., ил.: Б.ф. — Тираж 600 экз.

Книга вышла в двух вариантах: в тканевом и нетканевом переплетах.

Экземпляры в тканевом переплете укомплектованы ляссе, полноцветным иллюстрированным буклетом (176 с.) и двумя суперобложками (одна предназначена для настоящего издания; вторая — для вышедшего в 1971 году тома: Петрюс Борель. Шампавер).

В буклет, помимо иконографии Бореля и связанных с ним документов, а также многочисленных произведений живописи, отражающих эпоху и реалии романа «Мадам Потифар», вошли, в частности, избранные поэтические произведения Бореля из его сборника «Рапсодии», переведенные специально для настоящего издания М.З. Квятковской, а также практически исчерпывающий ряд классических иллюстраций к «Рапсодиям», «Шампаверу» и «Мадам Потифар».

СОДЕРЖАНИЕ:
Мадам Потифар
ДОПОЛНЕНИЯ
Ж. Жанен. Мадам Потифар
Ш. Бодлер. Петрюс Борель
ПРИЛОЖЕНИЯ
Т.В. Соколова. В духе и стиле неистового романтизма: Роман Петрюса Бореля «Мадам Потифар»
Примечания
Основные даты жизни и творчества
Именной указатель
Список иллюстраций
Список сокращений

Роман «Мадам Потифар» — центральное произведение французского писателя-романтика и поэта-бунтаря Петрюса Бореля (1809—1859), известного отечественному читателю по сборнику «Шампавер. Безнравственные рассказы» (опубликован в серии «Литературные памятники» в 1971 году).

Выход этого сборника в 1833 году потряс современников: книгу переполняли богохульства, кровавые страсти, сцены сумасшествия, пыток и убийств. «Ликантроп», «волкочеловек», ненавидящий людей, поскольку они не заслуживают того счастья, которого он им желает, — таков был демонический герой «аморальных рассказов», составивших «Шампавер» — яркий образец готического стиля.

В 1839 году Борель выступил с куда более мощным произведением — романом «Мадам Потифар». Положив в основу его сюжета ужасающую судьбу безвестного узника Бастилии, долгие годы томившегося в ожидании освобождения, но так и не сумевшего им воспользоваться, автор разворачивает перед читателем поистине монументальное историческое полотно — блистательную эпоху Людовика XV во всем ее разнообразии. Здесь и королевские фаворитки, и галантные празднества, и безудержный разгул нравов, и тайные приказы о заточении без суда и следствия…

В канву сюжета вплетены события, связанные с началом Французской революции, в живописных и нередко шокирующих подробностях представлено взятие Бастилии, освобождение ее немногочисленных узников, эйфория толпы «победителей», перед которыми не устояли крепкие стены королевской цитадели и которые завладевают орудиями тюремного пыточного зала. Среди персонажей, фигурирующих или даже только упоминаемых в повествовании, множество подлинных исторических лиц. Прототипом мадам Потифар послужила официальная фаворитка короля маркиза де Помпадур.

В своем «тюремном романе», вопреки традиции жанра, Борель представляет весьма обширную географию: следуя за автором, читатель пройдет по сумрачным аллеям замковых парков, зеленым тропинкам ирландской провинции, широким улицам и площадям Парижа, «этого огромного скопления людей и камней», посетит цветущий остров Святой Маргариты, проникнет в погруженные во тьму склепы Венсеннского замка и чадящие смрадом подземелья Бастилии.

Борель обращается и к экзистенциальным вопросам, противопоставляя три вечные силы, борющиеся в груди человека, трех всадников: Мир с его развлечениями и пирами, Скит с раздумьями и аскезой, Небытие с его ни с чем не сравнимым покоем. За читателем остается выбор, как воспринимать роман «Мадам Потифар», через который красной нитью проходит единая мысль — о неисповедимости путей, мудрости Провидения и неотвратимости Возмездия за содеянное.

В разделе «Дополнения» представлены два эссе: отзыв «князя критиков» Жюля Жанена на роман «Мадам Потифар» и эссе Шарля Бодлера, посвященное творчеству Бореля в целом. Для Бодлера этот выдающийся представитель «неистовой словесности», этот страстный апологет маркиза де Сада являлся «одним из светил на сумрачных небесах романтизма», автором, наделенным «подлинно эпическим талантом», зазвучавшим в полную мощь в романе «Мадам Потифар».

Некоторые современные литературоведы относят Петрюса Бореля к предвестникам сюрреализма.

Что вы об этом думаете?