Присоединяйтесь к нам!

Д.С. Лихачев и «Литературные памятники»

Д.С. Лихачев

Егоров Б.Ф. Д.С. Лихачев и «Литературные памятники» // Археографический ежегодник за 1999 год. — М., 2000. — С. 406-409.

Дмитрий Сергеевич Лихачев был связан с подготовителями и издателями академической серии книг «Литературные памятники» чуть ли не с первых месяцев ее существования (основана в 1948 г.): вместе с Б.А. Романовым и В.П. Адриановой-Перетц начал готовить к изданию основную летопись русского народа — «Повесть временных лет» (книга вышла в двух томах в 1950 г.). А с 1953 г. (по другим сведениям — с 1952) Д.С. был приглашен в состав редколлегии серии.

В начале 1971 г. он был утвержден председателем редколлегии, блистательно руководил ею 20 лет, а 5 декабря 1990 г. на заседании редколлегии сообщил коллегам, что желает передать бразды правления своему заместителю, автору этих строк, ибо с возрастом затрудняется вести интенсивную руководящую работу в целом ряде общественных и научных организаций и обществ и хочет хотя бы частично снять с себя нагрузки. Мы, его коллеги, горячо тогда уговаривали остаться председателем, обещая максимальную помощь, но Д.С. остался непреклонен.

Тогда мы попросили его остаться в роли почетного председателя, и Д.С. после первоначального отказа, после наших настойчивых просьб и шуток о чукче­почетном академике и рассказанного самим Д.С. реального анекдота о О.Д. Хвольсоне, — согласился (анекдот таков: когда в 1920 г. известному физику Хвольсойу сообщили о присвоении ему звания почетного академика, то он, видимо желавший избрания в «настоящие» академики, отшутился каламбуром: «Разница между почетным академиком и просто академиком та же, что между обращением в письме — Милостивый государь — и реальным государем»).

Хорошо, что все воспринимали грустное событие не в минорном ключе, а то, что еще почти десятилетие, до самой кончины, Д.С. фактически оставался во главе редколлегии, продолжая следить за издательским процессом, инициировать и утверждать новые заявки, выдвигать новые идеи, — было для редколлегии истинным счастьем.

В 1971 г. Д.С. принял руководство редколлегией после скончавшегося академика Н.И. Конрада, и он продолжал реализовывать замечательные идеи своего предшественника: серия является всемирной, охватывая культурные регионы всего земного шара в громадном интервале времени — от двадцати веков до нашей эры («Эпос о Гильгамеше», 1961, «Сказки и повести Древнего Египта», 1979) до XX в. после Рождества Христова; серия включает не только выдающиеся, «классические» произведения, но и якобы второстепенные, однако сыгравшие в свое время значительную роль; в серии публикуются литературные памятники в современном смысле слова, считавшиеся таковыми и в свою эпоху; вообще при издании главенствующим является принцип историзма, исторического и художественно-эстетического объяснения тех или иных памятников.

В эти основополагающие принципы Д.С. внес и некоторые новые черты или акценты. Он выдвинул важность этических аспектов при издании книг: серия должна подчеркивать, в противовес националистическим и сепаратистским идеям, единство мирового культурного процесса, гуманистический, «человеко­уважительный» и интернациональный характер основного всемирного литературного комплекса (поэтому так важно, издавая значительные иностранные памятники, сопровождать их статьями об усвоении их в русской культуре); Д.С. не осудил, а, наоборот, принял как данность своеобразную стихийность в планировании и выпуске книг серии, сравнив ее по «бесконечной» продолжительности с жанрами периодики.

Личные научные интересы руководителя редколлегии всегда играют большую роль в издательской политике и практике. Д.С. активно способствовал (и сам принял видное участие) изданию трех десятков памятников фольклора и литературы Древней Руси, а также многих произведений русской литературы XVIII-XX вв. Интерес ученого к мировой культуре садов вылился в издание при его участии «Садов» Жака Делиля (1987). Д.С. предложил издавать в серии мемуары выдающихся художников, если они имеют большую историческую и художественную ценность, и по его инициативе и при его участии вышли в свет «Мои воспоминания» А.Н. Бенуа (1980; 2-е изд. 1990, репринт 1993) и «Воспоминания М.В. Добужинского» (1987).

Любовь Д.С. к путешествиям привела его к идее сделать своеобразную подсерию внутри большой академической серии — подсерию путешествий. К знаменитому «Хождению за три моря» Афанасия Никитина, открывавшему серию в 1948 г. и потом дважды переизданному (1958, 1986), и к «Путешествиям русских послов XVI-XVII вв.» (1954) Д.С. пожелал добавить очерки странствий людей нового времени, сыгравшие известную роль в истории отечественной литературы. Таким образом вышли в свет «Письма об Испании» В.П. Боткина (1976), «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина (1984), «Фрегат Паллада» И.А. Гончарова (1986), «Путешествие стольника П.А. Толстого по Европе»: 1697—1699" (1992). В какой-то степени к этому ряду можно отнести и публицистическую книгу А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1992).

Н.И. Конрад, желая расширить серию во времени и пространстве, предполагал дойти и до издания советских произведений, например, «Железного потока» А.С. Серафимовича и «Разгрома» А.А. Фадеева, Д.С., однако, очень опасался, что достаточно будет издать Серафимовича или Фадеева, как тут же партийные власти начнут настаивать на включении в план Д. Фурманова, Ф. Гладкова, Н. Островского, лауреатов Сталинской премии... И выдвинул принцип — только до 1917 года! Дескать, литературный памятник должен пройти проверку временем, нужен интервал, по крайней мере, в несколько десятилетий, и поэтому удобно остановиться на рубеже Октябрьской революции.

Отдельные исключения делались для зарубежных литератур, а для русской, если не считать публикации фольклорных записей советского периода, исключение было единственное — «Василий Теркин» А.Т. Твардовского (1976): редколлегия пошла на «попущение» ради празднования 30-летия победы в Великой Отечественной войне. Но в перестроечное время Д.С. согласился с возможностью переступить через границу 1917 г., и при его санкционировании редколлегия приняла заявки на издание произведений Н.С. Гумилева, М.А. Кузмина, А.М. Ремизова, М.А. Булгакова. Ведутся переговоры и об издании произведений А.А. Ахматовой, Е.И. Замятина, А.П. Платонова.

В свете трудных социально-политических проблем, возникших в Крыму после распада Советского Союза и отделения Украины, Д.С. задумал сделать «Крымскую» подсерию русской литературы, во главе которой должны стать «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Из этой подсерии сейчас готовится к выпуску «Путешествие по Тавриде в 1820 году» И.М. Муравьева-Апостола (составители — симферопольские литературоведы Э.В. Данилова и А.Е. Тархов).

Не все замыслы удавалось осуществить. 20-летний период руководства Д.С. отличался неоднократными вспышками цензурных гонений; особенно почему-то бушевали антирелигиозные страсти. Нечего было и думать о реализации замечательного замысла Н.И. Конрада издать своеобразную трилогию «Исповедей» — Блаженного Августина, Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого. Придирались даже к иллюстрациям. К ценнейшему болгарскому памятнику «Жизнеописание Софрония Врачанского» (1976) готовилась суперобложка с изображением Софрония в епископском облачении и клобуке. «Высоким» академическим начальством во главе с вице-президентом П.Н. Федосеевым портрет был воспринят как религиозная пропаганда, и весь тираж суперобложки был пущен «под нож». Византийские жития христианских святых и праведников, подготовленные к печати С.В. Поляковой, встретили цензурные препятствия уже целиком; Д.С., бывший ответственным редактором книги (вышла в 1972 г.), предложил завуалированное заглавие «Византийские легенды», под коим издание и состоялось, но все равно разразился скандал. Привожу свою дневниковую запись о рассказе Д.С. (его стиль не сохранен):

«Закрылись фиговым листком, назвав книгу «Византийские легенды». Может быть, и проехало бы, но случай не помог, а помешал. Какой-то большой чин из Моссовета, проезжая утром по улице Горького, вдруг заметил у «Академкниги» большую очередь, задолго еще до открытия магазина. Послал узнать — что это? Сообщили: будут продаваться «Византийские легенды». Что это такое — никто не знал. Позвонили Федосееву.

Тот тоже, конечно, ни слухом, ни духом. Запросил книгу, а доброжелатели попутно еще напели ему на большее. Федосеев в ярости вызвал меня и устроил грандиозный скандал-выговор: — Вы обманули Академию наук! Под видом легенд издали жития святых! (Д.С. Пытался объяснить, но тщетно). — И смотрите, какой ненаучный комментарий.

Вот, например, объяснение о Марии: Богоматерь и т.д. — Что же здесь ненаучного? — А то, что в комментарии объяснение дается по легенде, а нам нужно, как было в действительности!»

(Прямо как в анекдоте о тупом экскурсоводе, описывавшим Александрийский столп на Дворцовой площади: «Ангел, как видите, в натуральную величину».)

С большим трудом Д.С. удавалось проводить в печать древнерусские и византийские памятники, содержавшие религиозные мотивы, а также книги «идеалистов», сомнительных в идеологическом отношении (очень много было препятствий при издании «Ликов творчества» М.А. Волошина в 1988 г.). И лишь в перестроечные годы, в последнем десятилетии жизни Д.С., отпали цензурные препоны. Правда, возникли большие финансовые затруднения, но их Д.С. и его коллегам удавалось преодолевать сокращением тиражей, привлечением к работе частного издательства «Ладомир», материальной помощи Президиума РАН. Д.С. уходил из жизни под знаком состоявшегося 50-летнего юбилея «Литературных памятников» (1998) и выпуска в свет 470 книг серии. Он немного не дожил до 500-й книги, которую мы надеемся выпустить в ближайшие три года.

Что вы об этом думаете?