Присоединяйтесь к нам!

Имре Мадач. Трагедия человека

1Имре Мадач. Трагедия человека / Изд. подгот. Ю.П. Гусев; Отв. ред. Ю.П. Гусев; Ред. изд-ва Е.Л. Никифорова; Худож. В.Ю. Яковлев; Зав. редакцией Е.Ю. Жолудь. — М.: Наука, 2011. — 622 с; ил.; М.ф. — Загл. парал. венг. — Тираж не указан.

ISBN 978-5-02-037515-4

В переплете. Суперобложка. В оформлении суперобложки использованы иллюстрация Михая Зичи к сцене первой «Трагедии человека» и сцена из спектакля по «Трагедии человека» (Будапешт, Национальный театр, режиссер Ласло Вамош, 1983).

Содержание: Имре Мадач. Трагедия человека: [В 15 сценах] / Пер. Д.Ю. Анисимовой (сц. 1-8), Ю.П. Гусева (сц. 9-15). — С. 7-286.

Дополнения: Сцена пятнадцатая «Трагедии человека» в других русских переводах: Пер. В. Мазуркевича (1903). — С. 289-300; Пер. Н. Холодковского (1904). — С. 301- 312; Пер. 3. Крашенинниковой (1905). — С. 313-320; Пер. Л. Мартынова (1964). — С. 321-332.

Приложения: Ю.П. Гусев. Имре Мадач и его «Трагедия человека». — С. 335-362; Ч. Андор. История создания «Трагедии человека» / Пер. с венг. Ю.П. Гусева. С. 363- 391; Й. Бардош. Свободный выбор меж добром и злом. (К пониманию «Трагедии человека») / Пер. с венг. Ю.П. Гусева. — С. 392-442; Б. Биро. «Цель человека — вечная борьба». Философия «Трагедии» / Пер. с венг. Ю.П.Гусева. — С. 443-547; Л. Петерди Надь. Четвертое измерение. «Трагедия человека» на сцене / Пер. с венг. Ю.П. Гусева. — С. 548-586; Примечания / Сост. Ю.П. Гусев. — С. 587-617; Список иллюстраций. — С. 618-619; Содержание. — С. 621- 622.

Драматическая поэма «Трагедия человека» (1862) Имре Мадача — произведение уникальное не только в венгерской, но и в мировой литературе. В ней художественно осмыслен путь человечества от Адама и Евы до «последних» людей на Земле, умирающей под остывающим солнцем. «Трагедию человека» часто сравнивают с «Фаустом» Гёте: этого требуют и коллизия, и философское наполнение произведения. Но тут нет речи о заимствовании или подражании. О самостоятельности Мадача говорит уже сам способ художественного решения той грандиозной проблемы, которую он поднимает в поэме. Адам и Ева, вкусившие от плода познания, жаждут знать, что их ждет впереди. И Люцифер спешит предоставить им такую возможность: погрузив первых людей в гипнотический сон, он ведет их по основным этапам будущей истории, рассчитывая внушить им мысль о бесперспективности, бессмысленности жизни и борьбы. Но он ошибается. Смысл произведения не только в утверждении стоически активной жизненной стратегии, но и такого важного для Мадача принципа, как свобода воли.

Все статьи раздела «Приложения» были специально написаны для настоящего издания серии «Литературные памятники» РАН.

Издание снабжено редкими иллюстрациями к «Трагедии человека» работы М. Зичи (1827—1906), венгерского живописца, много работавшего в России.

Что вы об этом думаете?